Координационный комитет просит Глобальный фонд о помощи в борьбе с ВИЧ в России

Координационный комитет по профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИД, ответственный за координацию и реализацию грантов Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией в Российской Федерации, призвал Глобальный фонд выделить средства организациям гражданского общества на поддержку борьбы с эпидемией ВИЧ на следующие три года, а также обратился к ЮНЭЙДС и ВОЗ за поддержкой при принятии решения по этому вопросу.

2019 год является годом пополнения средств Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией (Глобальный фонд). В конце этого года, основываясь на результатах пополнения, Глобальный фонд примет решение о том, какие страны и в каком объеме смогут претендовать на средства для борьбы с ВИЧ, туберкулезом и малярией на следующий 3-летний период.

Согласно списку стран, соответствующих квалификационным критериям на получение средств Глобального фонда на 2019 год, Российская Федерация может иметь право на получение финансирования для поддержки ответных мер на эпидемию ВИЧ/СПИДа в течение следующих 3 лет. Поскольку Российская Федерация не входит в список получателей официальной помощи в целях развития, в соответствии с политикой Глобального фонда, Российская Федерация может иметь право на получение средств только для поддержки усилий по противодействию ВИЧ, предпринимаемых неправительственными организациями или организациями гражданского общества, и только в том случае, если в стране имеются явные барьеры для обеспечения государственной поддержки необходимых ответных мер на эпидемию среди ключевых групп населения, в соответствии с эпидемиологической ситуацией в стране.

В соответствии с политикой Глобального фонда в отношении квалификационных критериев, “право на получение такого финансирования будет оцениваться Секретариатом фонда в рамках процесса принятия решений о выделении средств. В рамках своей оценки Секретариат, при консультационной поддержке соответствующих структур ООН и других партнеров, в зависимости от обстоятельств, рассмотрит ситуацию в области прав человека в стране в контексте ключевых групп населения, и, в частности, вопрос о том, существуют ли законы или политика, которые влияют на практику и/или ограничивают предоставление научно обоснованных мер профилактики для ключевых групп населения”.

Не секрет, что Восточная Европа и Центральная Азия (ВЕЦА) являются единственным регионом в мире, где эпидемия ВИЧ продолжает расти, и Россия рассматривается как “движущая сила” этого регионального роста. Согласно «Global AIDS update» (обновленные данные по глобальной эпидемии СПИДа) ЮНЭЙДС 2018 года, «эпидемия ВИЧ в Восточной Европе и Центральной Азии выросла на 30% с 2010 года, что отражает недостаточную политическую приверженность и внутренние инвестиции в национальные меры по борьбе со СПИДом во многих странах региона. Региональные тенденции во многом зависят от прогресса в Российской Федерации, где проживает 70% людей, живущих с ВИЧ в регионе. За пределами Российской Федерации уровень новых случаев ВИЧ-инфекции стабилен. Недостаточный доступ к стерильному инъекционному оборудованию и отсутствие опиоидной заместительной терапии препятствуют усилиям Российской Федерации в профилактике ВИЧ-инфекции среди потребителей инъекционных наркотиков”.

Кроме того, не секрет, что российское правительство открыто выступает против эффективных научно обоснованных подходов к профилактике ВИЧ среди ключевых групп населения. Это, по сути, заменяет подходы общественного здравоохранения репрессиями и криминализацией, создавая атмосферу нетерпимости и дискриминации в отношении ключевых групп, таких как люди, употребляющие наркотики (ЛУН), работники секс-бизнеса, мужчины, имеющие половые контакты с мужчинами, и мигранты. Серьезные нарушения прав человека и отсутствие доступа для людей из ключевых затронутых групп населения к профилактике, лечению и уходу в связи с ВИЧ в России хорошо задокументированы и представлены в Комитет ООН по правам человека. В то же время люди, живущие с ВИЧ (ЛЖВ) в России, по-прежнему испытывают высокий уровень стигматизации и дискриминации, и их доступ к важнейшим услугам и лечению также ограничен. По состоянию на 31 декабря 2018 года (Федеральный центр СПИД), в Российской Федерации зарегистрировано 1 326 239 случаев ВИЧ-инфекции, а охват лечением ЛЖВ в 2018 году составил около 42%.

“Учитывая все эти факты, а также геополитическое положение России, миграционные потоки в регионе и т. д., очевидно, что при планировании ответных мер на эпидемию ВИЧ в регионе ВЕЦА нельзя упускать из виду ситуацию с ВИЧ в России. Неспособность поддержать ответные меры на ВИЧ в России может поставить под угрозу все усилия доноров и правительств соседних стран по противодействию эпидемии ВИЧ. Одна из главных целей Глобального Фонда — добиваться прекращения глобальной эпидемии ВИЧ, и если он хочет достичь этой цели в регионе ВЕЦА, то не может пренебрегать ситуацией с эпидемией ВИЧ в России и не инвестировать в борьбу с ней”, — говорит Айдана Федосик, Председатель Координационного комитета по профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИД в Российской Федерации.

В связи со сложившейся ситуацией, в преддверии принятия решения Глобальным фондом о распределении средств на следующий трехлетний период финансирования, Координационный комитет по профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИД в Российской Федерации подготовил и направил в период с июня по сентябрь ряд писем в адрес правления Глобального фонда, членов его Стратегического комитета, а также UNAIDS и ВОЗ, как одних из основных партнеров Глобального фонда в борьбе с распространением ВИЧ в мире, имеющих членство в Правлении фонда. В своих обращениях от имени организаций гражданского общества, вовлеченных в противодействие эпидемии ВИЧ в РФ, Координационный комитет просил адресатов поддержать усилия неправительственных организаций и организаций гражданского общества по предотвращению эпидемии ВИЧ среди ключевых групп населения в стране и обеспечить выделение стране финансирования Глобальным фондом для этих целей на следующие три года.

Оригинал новости по ссылке.