Интервью: участие ГО в процессах принятия решений по ответу на эпидемию ВИЧ в Кыргызстане

Представляем интервью с исполнительным директором ОО «Социум», Батмой Эстебесовой. Организация более 17 лет работает в сфере снижения вреда от употребления наркотиков и профилактики ВИЧ среди ЛУИН (лиц, употребляющих инъекционные наркотики).


В ходе интервью, мы обсудили следующие вопросы:

  1. Как гражданское общество и сообщества участвуют в процессах национального стратегического планирования? Какие есть возможности? Что получается, что не получается? И какая сообществам нужна техническая помощь?
  2. Как гражданское общество и сообщества участвуют в страновом диалоге по программам Глобального фонда? Что происходит на этапе подачи концептуальной записки? А затем во время реализации гранта? Как сообщества включаются в страновой диалог? И какая им нужна техническая помощь?
  3. Что происходит в Кыргызстане сейчас в контексте перехода на национальное финансирование? И как гражданское общество и сообщества включаются в оценку готовности к переходу, планирование и мониторинг выполнения плана? И также, какая техническая помощь нужна?

Батма Эстебесова, исполнительный директор ОО «СОЦИУМ», работает в сфере снижения вреда, профилактики ВИЧ и других сочетанных заболеваний

%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be%20%d0%b4%d0%bb%d1%8f%20%d1%80%d0%b5%d0%b3%d0%b8%d0%be%d0%b0%d0%bd%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%be%d0%b9%20%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%82%d1%84%d0%be%d1%80%d0%bc%d1%8bУважаемая Батма поделилась с Региональной Платформой — ВЕЦА опытом участия гражданского общества в процессах принятия решений по ответу на эпидемию ВИЧ в Кыргызстане.

Гражданское общество в Кыргызстане хорошо развито, активно и имеет высокий потенциал. Донорская поддержка, в том числе и со стороны Глобального фонда, сделала весомый вклад в развитие гражданского общества в стране. Программы ответа на ВИЧ в стране эффективно работают в том числе и благодаря сильным НПО.

ОО «Социум» было одним из первых НПО, которые внедряли и развивали программы снижения вреда в Кыргызстане и имеет большой опыт по оказанию услуг по профилактике ВИЧ для ЛУИН.

Однако, в контексте ухода доноров из страны, возникла потребность донесения до государственных лиц важности поддержки программ снижения вреда за счет государственного бюджета. В связи с этим ОО «Социум» уже третий год занимается адвокацией устойчивости программ для ЛУИН и других уязвимых групп, а также деятельностью по мобилизации и вовлечению представителей ключевых сообществ в разработку, реализацию и управление программами в сфере ВИЧ/ТБ и снижения вреда на страновом уровне.

В связи с этим возникают и новые потребности в повышении потенциала гражданских активистов и представителей от ключевых сообществ, такие как:

  • Знания и навыки, необходимые для получения доступа к информации по бюджету
  • Умение анализировать бюджет
  • Навыки бюджетной адвокации
  • Навыки работы с парламентариями

Имеются определенные возможности технической помощи по вовлечению сообществ в принятие решений. Благодаря поддержке OSI в партнерстве с Ассоциацией программ снижения вреда “Партнерская сеть”, правоозащитной организацией “Прецедент” для СПИД-сервисных НПО и инициативных групп сообщества, уязвимого к ВИЧ и ТБ, проводятся мероприятия по обучению, вовлечению и поддержке их участия в процессах, связанных с устойчивостью и переходом программ на государственное финансирование.

Активисты НПО, представители сообществ активно участвуют в рабочих группах по разработке новой Государственной программы по преодолению ВИЧ-инфекции, нормативно-правовых документов в сфере снижения вреда от наркотиков, подготовки дорожной карты, оценки и плана перехода страны на национальное финансирование.

Официальные лица понимают, что без гражданского общества невозможно эффективно отвечать на вызовы эпидемии, так как мы являемся посредниками между официальной медициной, социальными службами и ключевыми группами, нуждающимися в услугах профилактики и лечения.

При разработке и доработке государственной программы по ВИЧ положительную роль сыграла международная техническая помощь и региональные адвокационные проекты. Например, во время рабочей встречи 19-24 июня 2016 в Ереване (Армения) по обмену опытом перехода на национальное финансирование программ по ВИЧ, мы познакомились с инструментом ОГПФ (Оценка Готовности к Переходной Фазе), разработанным Curatio International Foundation.    До этого мы работали в том же направлении, но больше интуитивно, без проведения такой оценки.

В рамках проекта ЕССВ/фонда Карра (“Здоровье можно купить за деньги, если выделен бюджет”) мы изучали в фокус-группах приоритеты в отношении товаров, услуг, и при непосредственном участии сообщества ЛУИН, определяли адвокационные приоритеты по наиболее востребованным услугам.

Представители НПО, ключевого сообщества не требовали невозможного, пришли к единому мнению и внесли свои предложения, основанные на лучших практиках, реальных потребностях ключевых групп в стране (“программы не ради программ и бюджет не ради бюджета”) и были услышаны: наши предложения и рекомендации были внесены в проект новой государственной программы по преодолению ВИЧ на 2017-2021 гг.

Также, при поддержке консультанта Общественного Совета при Минфине (Чингиз Бексултанов) и участии экспертов Ассоциации снижения вреда, Ассоциации “Партнертская сеть”, были сделаны рассчеты минимального бюджета для программ по ВИЧ, снижению вреда, необходимые для сохранения программ и устойчивости для ответа на эпидемию, которые совпали с прогнозируемым бюджетом Министерства здравоохранения Кыргызстана по ВИЧ на 2017-2018 гг.

Для нашей организации мы определили направления работы по обеспечению собственной устойчивости, стали рассматривать новые возможности финансирования со стороны местных органов управления, внедрения механизма социального заказа в работу Министерства здравоохранения, участие в процессах оптимизации затрат на программы для уязвимых групп, а также смотрим на возможности донорской поддержки от других международных организаций.

Политика со-финансирования и рекомендации Глобального фонда способствуют участию гражданского общества в ответе на эпидемию ВИЧ и устойчивости программ в целом. Рекомендация по проценту представительства гражданского общества в СКК играет важную роль в том, что к гражданскому обществу и представителям ключевых групп населения прислушиваются. В Страновом комитете 14 человек от сообществ: действительные члены и альтернаты, которые представляют все ключевые группы (ЛУИН, РС, МСМ/трансгендеров, ТБ, общее население). Их участие позволяет оказывать значимое влияние при формировании политики, стратегии, бюджета страны и других важных решений. Без одобения со стороны сообществ в СКК не проходит ни один документ.

В рамках политики со-финансирования донор в настоящее время обеспечивает только 40% финансирования национальной программы, тогда как раньше — 60-69%. Сейчас мы договариваемся, чтобы закупки препаратов первого ряда и расходные материалы тоже осуществлялось государством. Конечно, самые дорогие препараты и технологии государство пока на себя взять не сможет.

Мы также говорим об обеспечении ЗТ через Центры семейной медицины. Каждый Центр, как учреждение первичного звена медицинской помощи, имеет свой бюджет. Необходимо разработать механизм, как покрывать расходы такого центра на предоставление заместительной терапии, и даже на предоставление инъекционного инструментария в услугах по обмену шприцев. И это уже – адвокация на местном и национальном уровнях.

Еще одна сфера приложения усилий гражданского общества в рамках устойчивого ответа на эпидемию – это уменьшение финансового бремени государства через снижение закупочных цен на противотуберкулезные препараты и АРТ. Один из вариантов – делать региональные закупки на несколько стран. Например, у самого Кыргызстана объемы закупок недостаточно большие, чтобы получить от производителей скидку. Второй вариант – открытие рынка для дженериков. И, естественно, гражданское общество должно мониторить эффективность использования средств на закупки.

Кроме того, мы всегда говорим об усилении координации ответа на эпидемию и есть органы, которые стоят во главе этого процесса. Минздрав, СКК, рабочие группы… Большое внимание уделяют этому международные организации. Сказать, что достигли оптимального результата пока нельзя. Остается и дублирование усилий, не всегда есть прозрачность бюджетов и программ, но в целом тенденции положительные, доноры продолжают становится более открытыми и стараются работать в тесном партнерстве. Например, ГФ/ПРООН и Агентство США по международному развитию (АМР США, USAID) скоординировали свои действия. ГФ сосредоточился на предоставлении лечении, закупке медикаментов, обеспечении работы пунктов обмена шприцев (ПОШ) средствами защиты, закупке метадона, программах в тюрьмах. USAID сфокусировался на обеспечении каскада услуг, расширении охвата ЛУИН, ЛЖВ, сопровождении по каскаду услуг, формировании приверженности лечению. В рамках партнерства с государственными учреждениями НПО помогают работе патронажных медсестер с помощью социальных работников в формате/с использованием подхода равный-равному.

Начата работа по усилению взаимодействия, партнерства и координации работы объединений НПО различных групп ключевого сообщества. Создаются консорциумы из организаций ЛУИН, ЛЖВ, МСМ/трансгендеров, вместе пересматривают приоритеты, разные ключевые группы находят точки соприкосновения.

Есть определенная конкуренция за гранты между СПИД-сервисными НПО и ассоциациями сообществ, но тут также важно усиливать друг друга, работая в разных направлениях. Когда речь идет о выделении общих государственных бюджетов на преодоление эпидемии, то мы уже не конкурируем, а выступаем единым фронтом.