ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ГЛОБАЛЬНОГО ФОНДА: НА СКОЛЬКО ОН ДОСТАТОЧЕН?

18 миллиардов долларов США – это минимальная, а не максимальная пороговая цифра

Автор: Оливер Кэмпбелл Уайт
Первоисточник: https://www.aidspan.org/en/c/article/5906
Перевод: Наталия Кранжелич для Региональной Платформы ВЕЦА

10 марта 2022 г.

РЕЗЮМЕ

Эта краткая статья посвящена инвестиционному проекту в объеме 18 миллиардов долларов США для Седьмого цикла пополнения ресурсов Глобального фонда. В ней говорится, что это по понятным причинам умеренный уровень финансирования и потребуется больше средств, если мы действительно хотим искоренить ВИЧ, туберкулез и малярию.

Двадцать пятого февраля я прослушал итоговую сессию об инвестиционном проекте Глобального фонда для сообществ и гражданского общества, организованную Сетью адвокатов Глобального фонда (GFAN), в ходе которой Йоханнес Хангер и Дайан Стюарт из Секретариата Глобального фонда выступили с презентациями и ответили на вопросы об инвестиционном проекте. Благодаря этой сессии я лучше понял сложность определения правильного «запроса» в рамках Седьмого цикла пополнения ресурсов.

С тех пор, я думаю, всем стало понятно, что какими бы ни были обязательства по финансированию в рамках Седьмого цикла пополнения ресурсов, благодаря «военной спецоперации» Владимира Путина, искоренить ВИЧ и туберкулез (ТБ) в России, Украине, Белоруссии и соседних странах в обозримом будущем не удастся. Наши сердца обращены к тем, кто затронут и еще будет затронут этими болезнями и войной.

За день до итоговой сессии GFAN на Встрече по подготовке седьмого цикла пополнения ресурсов Делегации сообществ, а также НПО развивающихся и развитых стран в Правлении Глобального фонда опубликовали заявление, адресованное Правлению. Это заявление завершалось словами: «призыв к выделению как минимум 18 миллиардов долларов — это минимальная, а не максимальная пороговая цифра. Это отправная, а не конечная точка». Это утверждение стало более очевидным во время подведения итогов, которое открылось описанием моделирования и методологии инвестиционного проекта. Меня обнадежило то, что Секретариат привлек авторитетные организации специалистов для оказания помощи в оценке инвестиционных потребностей.

Потребности в инвестициях для ответа на ВИЧ/СПИД, туберкулез и малярию, а также для укрепления систем здравоохранения, включая меры реагирования на пандемии, оцениваются в 130,2 млрд долларов США на трехлетний период 2024–2026 гг. Распределение этой суммы по направлениям финансирования выглядит следующим образом:

  Необходимые ресурсы
Вклад Глобального фонда     18 млрд долларов США (14%)
Внутренние ресурсы стран     58,6 млрд долларов США (45%)  
Другое внешнее финансирование  25,2 млрд долларов США (19%)
Необеспеченный дефицит средств 28.4 млрд долларов США (22%)

Зачем тогда просить 18 миллиардов долларов, а не больше? Я думаю, это понятно, потому что в рамках нынешнего инвестиционного проекта запрашивается на 30% больше, чем было обещано в рамках Шестого пополнения три года назад. В нынешней глобальной экономической ситуации будет сложно убедить доноров выделить больше средств, поэтому даже увеличение на 30% будет уже значительным достижением.

Согласно резюме инвестиционного проекта Седьмого цикла пополнения ресурсов, Глобальный фонд инвестирует более 1 млрд долларов США в год в создание жизнеспособных и устойчивых систем здравоохранения (RSSH), что делает его крупнейшим многосторонним провайдером грантов для этой цели. Это означает, что 3 млрд долларов из нынешних 14 млрд долларов идут на RSSH. В резюме также говорится, что, по оценкам, одна треть из 18 млрд долларов США – 6 млрд долларов США – будет инвестирована в системы здравоохранения, которые одновременно поддерживают текущую борьбу с ВИЧ, туберкулезом и малярией и повышают готовность к ответу на пандемии.

На итоговой сессии нам сообщили, что из общей суммы до 12 млрд долларов Седьмого пополнения: 50% будут выделены на гранты по ВИЧ, 18% – на туберкулез и 32% – на малярию. Финансирование, доступное сверх 12 млрд долларов, будет распределено следующим образом: 45% на ВИЧ, 25% на туберкулез и 30% на малярию. Если бы доступное финансирование превысило 18 миллиардов долларов, больше средств (40–50%) было бы выделено на ТБ.

Тут-то я немного запутался, потому что впоследствии в упомянутом выше резюме прочитал, что «седьмой цикл пополнения в размере не менее 18 млрд долларов США позволит Глобальному фонду внести значительный вклад в создание жизнеспособных и устойчивых систем здравоохранения и укрепить готовность к пандемиям. Приблизительно 6 млрд долларов США на инвестиции в укрепление систем здравоохранения и общественных сетей, или 2 млрд долларов США в год, позволили бы Глобальному фонду значительно повысить свою роль в поддержке усилий стран по созданию более ориентированных на нужды людей и интегрированных систем здравоохранения, которые способны лучше предотвращать и обнаруживать угрозы инфекционных заболеваний, а также реагировать на них». Из этого следует, что только 12 из 18 млрд долларов будут выделены на программы борьбы с заболеваниями. И это требует разъяснения. Поскольку основной документ на тот момент был недоступен для широкой публики, было бы также полезно, если бы в резюме инвестиционного проекта была приведена базовая разбивка предполагаемой общей суммы в 130,2 млрд долларов за три года.

В резюме также есть графики, показывающие допустимые пределы погрешности в отношении заболеваемости и смертности; и они были более подробно обсуждены во время подведения итогов. Эти данные указывают на малую вероятность того, что заболевания будут искоренены к 2030 году, и — в зависимости от того, сколько будет инвестировано и когда закончится пандемия COVID-19, а также в зависимости от возникновения других внешних факторов — они, вероятно, продолжатся в течение какого-то количества лет после этого срока. Необходимо заполнить дефицит финансирования в размере 28,4 млрд долларов, чтобы не сбиться с курса. И хочется думать, что это может быть достигнуто.

Финансовые цифры – это просто цифры. Внимание к ним быстро ослабевает. Таким образом, прежде чем мы будем впадать в депрессию из-за проблем, связанных с искоренением ВИЧ, туберкулеза и малярии, хорошо бы напомнить себе, что, как ожидается, будет достигнуто с помощью предложенных 18 млрд долларов США в рамках Седьмого цикла пополнения ресурсов:

  • 20 миллионов жизней будет спасено в период с 2024 по 2026 гг., что позволит снизить уровень смертности от трех заболеваний на 64% к 2026 г. по сравнению с уровнем 2020 г.
  • Число смертей от трех болезней сократится до 950 000 в 2026 г. по сравнению с 2,4 млн в 2020 г. и с 4 млн в 2005 г.
  • Будет предотвращено более 450 миллионов случаев инфицирования, что снизит уровень заболеваемости на 58% по трем заболеваниям к 2026 г. по сравнению с уровнями 2020 г.

К сожалению, даже при наличии 18 млрд долларов эти ожидания могут не оправдаться в полной мере, потому что мир переживает растущую инфляцию, а инвестиционный проект ее не учитывает. С учетом скромной инфляции в 5% в год потребуется 20,8 млрд долларов, что эквивалентно 18 млрд долларов в ценах на конец 2021 г.

Я с нетерпением жду презентаций и документов, упомянутых в ходе итоговой сессии, особенно полного отчета об инвестиционном проекте, который стал доступен лишь недавно.