СПИД2016: Роль гражданского общества, адвокация и переход

На конференции СПИД2016 (Дурбан, 18-22 июля 2016) уделяется много внимания вопросам развития гражданского общества в контексте ответа на эпидемию ВИЧ. И во всех сессиях, посвященных роли гражданского общества, адвокации и переходу на государственное финансирование, от разных активистов, представителей разных регионов мира звучат одни и те же ключевые идеи.

С одной стороны, сообщество, связанное с преодолением ВИЧ, достигло небывалых успехов. На этой конференции звучат ключевые слова, которые были невозможны раньше: роль ключевых групп, права человека, развитие сообществ, гендерное равенство. Вместе с тем, мир входит в тяжелый период для гражданского общества, и это касается не только движения за преодоление ВИЧ. Повсеместно укрепляется влияние консервативных сил. Демократия и права человека – это очень хрупкое завоевание, которое нельзя воспринимать как что-то само собой разумеющееся. Ответ на ВИЧ также сталкивается с сокращением финансирования в рамках глобальной солидарности. Модель финансирования Глобального фонда строится на добровольных взносах стран. И ситуация внутри этих стран такова, что правительства принимают решения оставлять деньги в стране, указывая на необходимость финансирования других приоритетов. Страны, из которых Глобальный Фонд ушел, сталкиваются со «смертностью организаций». А когда исчезают организации гражданского общества, некому становится отстаивать интересы групп, которые они представляют.

В связи с этим, львиная доля обсуждений идет о том, что делать организациям гражданского общества. В сессии, посвященной переходу, звучали различные идеи: продолжать требовать финансирования Глобального Фонда «пусть Глобальный Фонд найдет новую модель финансирования», предлагали понять, что деньги правительств — это деньги народа, а не министров и президентов, однако революционные предложения не содержали конкретики, как именно представители сообществ распределят эти деньги, тем более в контексте недемократических стран. Было много слов и о несправедливости текущей политики сокращения финансирования, а также горького скепсиса по поводу рапортов о конце эры СПИДа и победе над инфекцией в глобальном масштабе.

Наиболее интересные вещи рассказывали представители гражданского общества в тех странах, откуда фонд уже ушел. Григорий Вергус (ITPC.ru) из РФ рассказал, что организации перестали существовать, но те, которые остались – это настоящие организации гражданского общества, которые продолжают работу и находят грантовые деньги на свою работу. (сессия How to Avoid Jumping from the Kettle into the Fire: What You can do When Your Country Becomes «Middle Income»)

Государственное финансирование организаций также стоит на повестке, но в данном случае речь идет об угрозе утраты независимости.

Еще один вопрос, который поднимался в обсуждениях – расширение горизонта деятельности. Профилактика и лечение ВИЧ становится компонентом более комплексной работы по усилению сообществ. Интересная постерная презентация: Индийский проект Population Council и India HIV/AIDS Alliance за деньги Фонда Билла и Мелинды Гейтс работал по социальной и финансовой интеграции МСМ и секс-работников. Их индикаторы – это открытие банковского счета, получение карты для голосований, карты на продукты, а профилактика и лечение ВИЧ – только один компонент деятельности по социальной интеграции маргинализированного сообщества.

13823690_1421923234490479_423551935_n

Расширение горизонта имеет огромное значение и для адвокации. Сильный голос – это голос многих. Алессандра Нило из Гестос, Бразилия, на сессии по адвокации Advocacy Tactics I: High Level Meetings, Sustainable Development Goals, and Grassroots Activism рассказывала, как им удалось построить общую платформу с другими движениями – профсоюзами, занимающимися охраной окружающей среды, борьбой с бедностью и тд, и включиться в общую повестку гражданского общества. 

13817039_1421924364490366_1543912766_n

Много критики также звучало о представительстве ключевых групп на международной арене, например, на СВУ по СПИДу в ООН (Нью Йорк, июнь 2016). Часто речь идет о том, что никого представители не представляют, а просто создают видимость. Но конкретных решений, как это изменить, не прозвучало.

Универсального ответа на вопрос о том, что же все-таки делать организациям в контексте перехода нет. Но если люди горят своим делом и это их активизм, то выход найдется. Необходимо наращивать потенциал, чтобы быть убедительным в адвокации, надо объединятся, хоть это и сложно, выходить из замкнутого мира ответа на ВИЧ, искать возможности. Профессионализация сферы закончится, но активизм останется. Чтобы этот активизм был действенным нужен потенциал, знания, как говорить на международном уровне, как говорить с правительством, как говорить с местной властью, и как с фармой. Сообщества должны быть организованными, а также иметь конкретные сформулированные и подкрепленные фактами требования, четкие и реалистичные для выполнения. И, что не менее важно — подкрепленные тем, что они звучат от лица большого количества людей, которых представляет конкретный активист.

Материал подготовила Катерина Максименко (АУК) в рамках проекта Региональная Платформа-ВЕЦА.