Искандер Ксанов: в Казахстане существует высокий уровень трансфобии

Интервью с активистами сообщества из стран региона ВЕЦА. На этот раз мы обсудили положение транс*людей в Казахстане с представителем AlmaTQ Искандером Ксановым.

 

Чем занимается инициативная группа AlmaTQ?

Инициативная группа Alma-TQ занимается адвокационной поддержкой трансгендерных людей в Казахстане. Наша группа состоит из трансгендерных людей, которые из года в год постоянно сталкиваясь с нарушением гражданских прав, приняли решение объединиться и способствовать улучшению качества жизни трансгендерных людей в Казахстане.

 Трансгендерные люди в Казахстане – кто они?

Нами проводился онлайн-опрос для трансгендерных людей в Казахстане в период с 1 июня 2014 по 30 марта 2015. Данный опрос стал первой попыткой узнать о потребностях, проблемах и о дискриминации, с которой сталкиваются трансгендеры в Казахстане. Всего в опросе приняли участие 41 человек из 11 городов Казахстана.

Из 41 опрошенного 10 человек самостоятельно принимают гормоны, 5 человек имели какие-либо хирургические вмешательства, лишь 2 человека из опрошенных смогли поменять документы в соответствии со своим гендером.

Также опрос показал высокий уровень дискриминации и насилия по отношению к трансгендерным людям. Большинства случаев можно было бы избежать при наличии у трансгендерных людей документов, соответствующих их гендеру, то же касается и проблем с приемом на работу и учебное заведение. В комментариях многие респонденты указывают на то, что существующий порядок смены документов их не устраивает.

 С какими проблемами трансгендеры сталкиваются в Казахстане?

Большинство проблем трансгендерных людей в Казахстане возникает из-за дискриминационной процедуры гендерного признания, которая у нас регулируется «Правилами освидетельствования лиц с расстройством половой идентификации». Первые «Правила» были выпущены Минздравом в 2002 году и считались наиболее близкими к международным стандартам. Однако из-за непонимания в части порядка изменения паспортных данных между Министерством здравоохранения и Министерством юстиции, данные правила были изменены в 2011 году, а затем перевыпущены в 2015 году.

 Как, на сегодняшний день, в Казахстане законодательно регулируются вопросы коррекции пола?

С 2002 года по 2009 год трансгендерные люди обращались в Республиканский научно-практический центр психиатрии, психотерапии и наркологии в Алматы, получали квоту на прохождение обследования в течение 30 дней. После этого трансгендерный человек представал перед комиссией из психиатров и психологов центра, получал заключение о диагнозе «Транссексуализм» и направление в районный ЗАГС для документов, удостоверяющих личность.

После того, как трансгендерный человек поменял документы, он мог вновь обратиться в комиссию спустя год социализации для получения разрешения на хирургические операции. Однако, насколько мне известно, ни один из прошедших комиссию не обращался за получением данной справки.

31 марта 2015 года (заметьте, на Международный День видимости трансгендерных людей) был выпущен приказ Министра здравоохранения и социального развития «Об утверждении Правил медицинского освидетельствования и проведения смены пола для лиц с расстройствами половой идентификации». В результате нововведений, трансгендерные люди практически лишились возможности на изменение паспортного пола. Теперь процедуру может пройти только полностью физически здоровый, финансово-обеспеченный человек с большим желанием стерилизации и генитальной хирургической коррекции.

 Насколько гладко протекает жизнь человека после смены документов?

Люди, которые смогли изменить документы сталкиваются с препятствием изменения идентификационного номера (ИНН). То есть, его попросту не меняют. И, например, трансгендерный человек, который захочет взять кредит в банке обязательно столкнется с вопросом, почему ИНН зарегистрирован на человека другого гендера. В остальном, изменив документы, трансгендерные люди начинают жить обычной и спокойной жизнью гражданина/-ки Республики Казахстан.

 Каково отношение общества к трансгендерным людям?

В Казахстане высокий уровень трансфобии, особенно среди мужского населения. Нередки случаи психологического и физического насилия, а также дискриминации трансгендерных людей в сферах образования, труда и социальных услуг.

Зачастую общество ассоциирует трансгендерных людей с лесбиянками и геями, «которые пошли дальше и решились на операции», не понимая тот факт, что сексуальная ориентация и гендерная идентичность – разные вещи. И что у трансгендерного человека может быть любая сексуальная ориентация, впрочем, как и у цисгендерного.

Недавно Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК) даже выпустило фетву, согласно которой «смена пола мужчины на пол женщины, а также смена пола женщины на пол мужчины является харамом(запрещенным). <…> Изменение органов тела — это изменение творений Аллаха. Поэтому Всевышний Аллах запрещает своим творениям изменять внешность. Такие нелепые и мерзкие поступки одобряются и приветствуются Иблисом (Шайтаном)». Мы трактуем эту фетву, как прямой призыв к ненависти в отношении трансгендерных людей.

 Недавно стало известно, что работающая в Казахстане представитель Госдепа Робин Маккатчеон публично заявила о том, что является трансгендером. Как этот и подобные ему случаи влияют на транс*сообщество и общество в целом?

Мы приветствуем публичные каминг-ауты. И благодарны Робин за ее интервью. Однако не смогу ответить, как повлиял этот каминг-аут на транс*сообщество в Казахстане. У нас по-прежнему высок уровень стигматизации и самостигматизации, люди не готовы на публичные каминг-ауты, опасаясь за собственную безопасность. Большая часть трансгендерных людей желает осуществить «переход», получив новые документы, и начинать новые страницы своей жизни, не вспоминая о прошлом.

Если говорить о реакции в обществе, то я знаю, что было очень много негативных комментариев в социальных сетях и под статьями в интернет-сми, у комментаторов была полная уверенность в том, что опять Запад навязывает свои ценности.

 Что именно вы видите в качестве основных препятствий и с чем будете бороться в ближайшие время, чтобы сделать жизнь трансгендеров Казахстана лучше?

Основными препятствиями на сегодня для нас являются наличие дискриминационной процедуры гендерного признания, отсутствие антидискриминационного законодательства в Казахстане, куда была бы включена гендерная идентичность, а также высокий уровень трансфобии в обществе. С этим и будем работать.

Материал подготовлен ЕКОМ в рамках проекта Региональная Платформа-ВЕЦА.