Святослав Шеремет: мы опираемся не на лозунги, а на рациональные аргументы

В Украине вопросы однополых отношений вновь на повестке дня – государственные органы и общество обсуждают потенциальный законопроект о легализации однополого партнерства, а во Львове организаторы ЛГБТ-фестиваля подвергаются нападкам со стороны властей и атакам со стороны радикалов. ЕКОМ обсудила с лидером Гей-Форума Украины Святославом Шереметом сложившуюся ситуацию.

 

Как развивается ситуация с официальным признанием в Украине однополых партнерств?

В конце прошлого года правительство постановило разработать ко второму кварталу 2017 года законопроект о гражданском партнерстве. Этот вопрос начали широко обсуждать разные люди и сразу возникло несколько нестыковок морального плана. С одной стороны, многие, кто критикует однополые партнерства, ссылаются на мнение самих себя как большинства: мол, мы против, поэтому этого произойти не должно. С другой стороны, некоторые из критиков сообразили, что попытка регулировать отношения совершенно чужих тебе людей сама по себе противоречит нормам морали. В такой же позиции оказались украинские Церкви: они уже давно заявили, что они против какой-либо легализации однополых партнерств, ибо они против «легализации греха», но ведь Церкви не имеют отношения к правовым основам брачно-семейных отношений в обществе.

В общем, пока идут споры, мы — украинские ЛГБТ-организации — решили взять инициативу на себя — и просто готовить законопроект. Недавно Киев принимал большую международную конференцию «ЛГБТ и евроинтеграция». Там были наши парламентарии, руководство профильного министерства юстиции и они послушали выступления гостей из стран Евросоюза о том, как вопросы гражданского партнерства решены у них. В итоге, мы уже имеем поддержку от ряда украинских членов парламента в отношении такого новшества в законодательстве, как «регистрируемое гражданское партнерство».

Не кажется ли тебе, что государство занимается этими вопросами неохотно и лишь из-за требований и ожиданий стран и структур ЕС и международного сообщества?

Перспективы легализации гражданского партнерства для государства не приоритетны, поэтому оно занимается такими вопросами неохотно, по «остаточному принципу». Но я не соглашусь, что это происходит под давлением ЕС и международного сообщества — ЕС от Украины никогда не требовал признания однополых партнерств. Так что соответствующие планы правительства — это, скорее, отображение поговорки «вода камень точит». Мы — ЛГБТ-лидеры — впервые подняли этот вопрос 10 лет назад. Поскольку государство инициативу не особо-то и проявляет, сейчас наша задача — просто взять и подготовить этот вопрос «под ключ», то есть разработать качественный законопроект, прописать всю аргументацию, привести данные исследований и так далее. Кстати, по данным социологов, в Украине насчитывается от 100 тысяч до 200 тысяч однополых пар.

 «Реагируют на тех, кто громко о себе заявляет»

 Со стороны кажется, что в Украине, где представители власти и общество в целом регулярно заявляют о приверженности европейским ценностям, такая ценность, как равенство и отсутствие дискриминации – в т. ч. на основании сексуальной ориентации и гендерной идентичности – скорее игнорируется.

В Украине вообще многие ценности игнорируются. Есть одно общее правило, чтоб тебя не игнорировали: дают тем, кто требует; реагируют на тех, кто громко о себе заявляет. Продвигать ценности — удел тех, кто их разделяет. И иногда эти ценности надо оформить в виде уличных плакатов с лозунгами. Именно поэтому в Украине проходят такие мероприятия, как Марши и Фестивали Равенства, а также Прайды. И это срабатывает.

Но также проходят и организованные акции протеста против любых публичных проявлений ЛГБТ. Недавние беспорядки во Львове, когда праворадикалы пытались сорвать закрытое (!) мероприятие под названием Фестиваль Равенства, — тому подтверждение. В прошлом году были нападки на Марш Равенства в Киеве, атаки на клубы и вечеринки в Одессе и Кривом Роге. В украинском обществе высок градус агрессии, градус нетерпимости. Этому есть свои причины, которые связаны с постреволюционным периодом и военно-политической обстановкой, и тут возможны две стратегии. Одна — «стратегия справедливого воздаяния», когда за преступления на почве гомофобии (трансфобии) виновные должны нести более суровое наказание. Для этого сейчас разрабатываются поправки к Уголовному кодексу Украины, который признает пока что только три мотива ненависти как отягчающее обстоятельство при совершении преступлений — расовый, национальный и религиозный. Вторая стратегия — это прямой диалог с праворадикалами и их руководством, ради того, чтоб перенаправить их кипучую энергию в другое русло. В Украине довольно много вменяемых «правых» лидеров, которые понимают, что ресурсы и силы правых сил ограничены, и борьба с ЛГБТ — это война с ветряными мельницами. Как дипломат по профессии, я заявляю, что можно со всеми договориться обо всем, за очень редкими исключениями, когда позиция оппонента базируется на его кромешной глупости либо правдивом безудержном фанатизме.

 Исследования демонстрируют, что регулирование однополых отношений в правовом поле позитивно влияет и на здоровье пар, состоящих в сожительстве. Как ты думаешь, может ли этот аргумент быть важным для властей и общества Украины?

Мы в нашей работе опираемся не на лозунги, а на рациональные аргументы. Конечно, повышение ответственности за свое здоровье и здоровье своего партнера — это сильный аргумент, который мы уже используем. Есть и куча других! Ведь Украина собирается легализовать гражданское партнерство в целом, а не только для однополых пар. В нашей стране ежегодно идут тысячи судебных разбирательств по дележу имущества между парами, которые расходятся, но при этом не состоят в браке. Конечно, это тоже сильный аргумент, чтоб прописать в специальном законодательстве права и обязательства людей, которые находятся в гражданском партнерстве, или «гражданском браке», как у нас говорят, — и разгрузить этим самым суды. Одним словом, есть много аргументов в пользу того, чтоб этот институт ввести, и ни одного рационального аргумента, почему этого делать не стоит.

 «В нашей работе опираемся не на лозунги, а на рациональные аргументы»

 Что ты и твои соратники планируете делать в дальнейшем для признания однополых отношений в Украине?

Соединять публичную активность с рутинной работой, как мы и делали ранее. Сотрудничать с центрами принятия решений — министерствами, офисом омбудсмена, парламентариями, парламентскими комитетами, избегать при этом ненужной конфронтации, прибегать к обоснованным рациональным аргументам и, конечно же, идти на компромиссы, без которых путь к своим целям по извилистым дебрям общественно-политической деятельности невозможен.

Кстати, успех наших начинаний зависит от стабильности власти. К примеру, пункт насчет законопроекта о партнерствах одобрен под кураторством такой-то заместительницы министра юстиции, при таком-то руководителе минюста и при таком-то премьере. Это означает, что при условии нахождения на этих должностях тех же лиц нам будет легче добиться от них выполнения их же собственных решений. Если эти люди поменяются, то нам придется вводить их преемников (преемниц) в курс дела практически с ноля — это отвлекает ресурсы и время и отдаляет результат.

Кроме того, мы должны разрушить нерациональные аргументы оппонентов. Для этого хорошо подходят экономические соображения. На недавней Международной конференции по вопросам ВИЧ/СПИДа в Восточной Европе и Центральной Азии руководство ЮНЭЙДС отлично показало, что гомофобия обескровливает экономику на миллиарды долларов.

Многое зависит и от нашей открытости как ЛГБТ-сообщества. Ведь если не видно человека, которого касается проблема, то никто не станет эту проблему решать. Поэтому мы сами должны открыто заявлять на всех уровнях о том, что мы — это и есть те самые люди, которым нужен институт регистрируемого гражданского партнерства. К счастью, у нас такие открытые пары есть.

Материал подготовлен ЕКОМ в рамках проекта Региональная Платформа-ВЕЦА.